Сотрудники лаборатории когнитивных исследований и психогенетики в составе международной исследовательской команды разработали новый тест на рабочую память для исследований и образовательной практики.
Построение индивидуальных образовательных траекторий для школьников может повысить успеваемость, но для построения таких траекторий педагогам-психологам и учителям необходимы достоверные измерения текущих когнитивных характеристик ученика.
Одной из таких характеристик является рабочая память — способность сохранять в памяти информацию, относящуюся к решаемой задаче, на короткое время. Рабочая память играет важную роль в обучении человека.
Однако найти доступные, надежные и точные методы измерения рабочей памяти, подходящие для людей разного возраста, пола и национальности, оказалось сложной задачей.
Тест рабочей памяти Джек и Джилл — это бесплатный тест с открытым доступом, созданный международной группой исследователей, в которую входят аспирант Томского государственного университета (Россия) Элина Цигеман и профессор Юлия Ковас, а также профессор Даниэль Мюллензифен из Goldsmiths Лондонского университета (Великобритания) и коллеги из Института эмпирической эстетики им. Макса Планка (Германия), Университета ИТМО (Россия) и Университет Маккуори (Австралия).
В тесте используется очень простое задание, которое понравится как детям, так и взрослым. Во время теста требуется концентрироваться на вращении двух мультяшных героев, Джека и Джилл, при этом запоминая положение мяча в руке Джека.
Исследование, опубликованное 27 января 2022 г. в научном журнале с открытым доступом PLOS ONE (первый квартиль), описывает процесс разработки и валидации теста.
Результаты экспериментов показывают положительную связь между новым тестом рабочей памяти и невербальным интеллектом, пространственными способностями и достижениями в математике и языке, а также с общепризнанными тестами рабочей памяти.
Один из экспериментов показал, что тест можно использовать для различения подростков с высокими достижениями в предметах STEM и их сверстников, имеющих опыт в областях, не связанных с STEM.
Профессор психологии Goldsmiths Даниэл Мюллензифен отметил: «Важность зрительно-пространственной рабочей памяти широко признана, однако сложно найти бесплатные и надежные тесты с открытым исходным кодом, доступные для педагогов-психологов и практиков. После масштабных экспериментов с сотнями участников разных возрастов и национальностей Джек и Джилл стал доступным и надежным способом тестирования рабочей памяти».
Также профессор генетики и психологии Юлия Ковас рассказала, что тест был разработан как адаптивный — он быстро подстраивается под уровень способностей участника, будь то дети, взрослые или чемпионы по памяти. В результате тест приятен для участников, потому что он не предъявляет слишком сложных или слишком простых стимулов. Это делает тест широко применимым для исследований и обучения с различной аудиторией.
Тест рабочей памяти Джек и Джилл был откалиброван для использования в исследованиях и на практике с подростками и взрослыми.
Его можно использовать в образовательной практике, а также в исследованиях связей между рабочей памятью и СДВГ, креативностью, тревогой и другими психологическими конструктами.
Тест может помочь в кросс-культурных исследованиях, поскольку он уже прошел валидацию с участниками из Великобритании, Австралии и России, а в настоящее время также используется в международном исследовании музыкального и когнитивного развития в Германии, Италии и Великобритании.
Учитывая, что тест является компьютерным, бесплатным, с открытым исходным кодом и визуальным, а инструкции доступны на нескольких языках, его могут легко использовать исследователи или специалисты в области образования по всему миру.
Демонстрация и исходный код теста рабочей памяти Джек и Джилл доступны по адресу: https://github.com/klausfrieler/JAJ.
Публикация результатов апробации и валидации теста: Tsigeman E, Silas S, Frieler K, Likhanov M, Gelding R, Kovas Y, et al. (2022) The Jack and Jill Adaptive Working Memory Task: Construction, Calibration and Validation. PLoS ONE 17(1): e0262200. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0262200