В течение пяти дней с 15 по 19 февраля 2021 года воспитатели, педагоги-психологи, логопеды, дефектологи и руководители шести детских садов города Сочи принимали участие в семинаре «Нейропсихологический подход в диагностике и сопровождении детей», который был организован на базе муниципального образовательного бюджетного учреждения детский сад комбинированного вида № 34 г. Сочи.

Основной целью семинара стало знакомство с нейропсихологическим подходом в работе с детьми дошкольного возраста, который рассматривает развитие детей с учетом современных достижений в понимании того, как развивается мозг ребенка. Этот подход дополняет традиционные подходы, разработанные в педагогике, психологии, дефектологии и других направлениях, занимающихся детством.

Семинар посвящен нейропсихологическому подходу в работе с детьми. Этот подход позволяет глубоко анализировать особенности развития ребенка, выявлять отставание или дефициты в формировании базовых механизмов, а также разрабатывать индивидуальную стратегию сопровождения ребенка с учетом его возраста и индивидуально-типологических особенностей. Этот подход опирается на синдромный анализ, разработанный основателем отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия, а также на современные знания о том, как развивается мозг ребенка.

Сергей Юрьевич Киселев

заведующий Лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

На семинаре обсуждались такие вопросы, как понимание типичного и отклоняющегося развития мозга и психики детей; современные риски в среде, которые могут приводить к проблемам развития дошкольника; ограничения традиционных подходов в работе с детьми с отклоняющимся или опережающим развитием; принципы нейропсихологического подхода в диагностике и сопровождении детей дошкольного возраста. В содержании семинара был сделан акцент на анализе базовых механизмов в работе мозга, на основе которых формируются психические функции и навыки детей. Во время семинара участники познакомились с нейропсихологической диагностикой, с принципами оценки и интерпретации результатов выполнения нейропсихологических проб.

Участие в семинаре воспитателей имеет особое значение, поскольку воспитатели постоянно наблюдают за поведением детей в различных ситуациях в период дошкольного возраста и каждый день создают условия для гармоничного развития детей, минимизации возможных рисков и формирования устойчивых позитивных траекторий развития. Понимание нейропсихологической парадигмы в оценке развития детей ориентировано на определенное качество педагогической диагностики и наблюдений как инструментах, необходимых для решения задач развития профессиональных педагогических компетенций и создания образовательной среды, ориентированной на психологическое и физическое благополучие детей в условиях дошкольного образования. В этом контексте интеграция нейропсихологического подхода в дошкольное образование открывает перспективу разработки и реализации эффективных и многоуровневых программ сопровождения детей с учетом сензитивных периодов развития, актуального уровня развития и особенностей поведения детей, интеграции усилий всех специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Семинар проведен в рамках реализации научного проекта № 19-313-51035 («Разработка и валидизация стандартизованного инструмента для комплексной оценки траекторий развития детей дошкольного возраста») при финансовой поддержке РФФИ. Научный проект получил поддержку по результатам Конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными под руководством ведущего ученого – наставника, проводимого совместно РФФИ и Образовательным Фондом «Талант и успех».